Громкое название статьи? Ну так ведь фильм и до выхода в прокат не стеснялся громких эпитетов, таких как «Самый главный фильм года», «Самый дорогой фильм в истории России». А теперь вполне заслуженный итог – «Самый главный провал!» и не только года, но и российского кино.
Многие думали, что возмущение против фильма пойдёт на пользу сборам как дополнительная реклама - не вышло. Конечно, народ в залах есть, но не так много, как мечталось создателям фильма, а это только начало проката. Отзывы о фильме тоже разные, есть поклонники фильма, и у них даже есть группы в соцсетях, но это отзывы на уровне «как это мило», «ах, как всё ярко и красочно» и т.д.
Серьёзные разборы фильма после просмотра профессионалов в большинстве своём негативные. Так, режиссёр Юрий Грымов назвал свой отзыв – «Не тот фильм назвали «Краем»».
«Что снимал Алексей Учитель? Драму? Фэнтези? Мелодраму? Историческое кино? Внутри фильма персонажи существуют каждый в своем жанре: Данила Козловский изображает триллер, Евгений Миронов — комедию, а актеру, приглашенному на роль Николая, видимо, сказали, что нужна мелодрама, и потому на протяжении всего фильма у него мокрые глаза. И если прекрасный Миронов что-то играет, то про остальных это сказать никак нельзя — они изображают. У них получаются в лучшем случае типажи, а не живые персонажи. И зачем было приглашать в этот фильм зарубежных актеров — для меня загадка…
Император России — на секундочку, самого могущественного государства мира на тот момент — в фильме существует вне всякого контекста. Он как будто в вакууме. Вокруг него нет ни адъютантов, ни слуг — никого, никакого окружения. Он просто перемещается по экрану…
В фильме НЕТ царя. Его личности, пусть даже воссозданной силами кино, — нет. Актер есть, имя в титрах есть, а царя Николая — нет. Пустота. Некого винить: таких понятий, как чувство долга, собственное достоинство, честь, вера и тому подобных в окружающей нас действительности осталось так мало, что показать, сыграть их уже мало кто сумеет.
Концовка вообще сражает наповал. Надпись на экране: «Они жили счастливо 24 года». Это про Николая и Александру. Прозрачное: «…и умерли в один день» спрятано от зрительских глаз, но мгновенно возникает в голове у каждого первого.
Создатели фильма вволю поиздевались над всеми своими героями. Как это можно назвать? Кроме как катастрофа — по-моему, никак. И это произошло с уважаемым мною режиссером Алексеем Учителем».
Юрий Грымов удивляется, как такое могло произойти с режиссёром Алексеем Учителем? А в этом нет ничего удивительного. В 1995 году А.Е.Учитель тоже уже снимал фильм «Мания Жизели», фильм про балерину Ольгу Спесивцеву, и, как сказано в Википедии, «в фильме очень вольно интерпретируются и события жизни Ольги Спесивцевой, и факты мировой истории». Вся трагедия жизни показана через постельные сцены. В предыдущем фильме «Край», тоже есть несколько эротических сцен. Видимо там он дошёл до края, а с «Матильдой» шагнул за него.
Многие знаменитые деятели культуры уже публично отказались от просмотра фильма. Один из последних - музыкант Вячеслав Бутусов. В своём интервью он сказал: «Не знаю, как работал Алексей Ефимович, но судя по тому духу, который исходит от всей этой истории, там есть что-то разрушительное».
Но некоторые думают, что же тут разрушительного, ну фильм и фильм. А вот Фаина Раневская, когда-то с юмором говорила: «плевок в вечность». При чём это два плевка один в прошлое, а другой в будущее. Этот фильм после выхода и попадания в сеть останется навсегда в кинематографе, информационном пространстве, в памяти посмотревших его людей и, самое страшное, детей. И как бы после этого мы ни пытались открыть правду о Николае Втором, эта клевета будет всплывать в памяти и подсознании.
Свобода или безответственность, художественный вымысел или клевета, как это назвать - РЕШАЙТЕ САМИ.
Смотреть или не смотреть - ВЫБИРАЙТЕ САМИ.
Кому и для чего нужен этот фильм - ДУМАЙТЕ САМИ.
Игорь Иголкин